квадроцикл ценаДля этих экстремальных поездок мне нужен был подходящий транспорт. Я купил утилитарный квадроцикл, который разгоняется до 80 км в час и теперь с комфортном гоняю по бездорожью. В поездках я бываю очень часто и удобство просто необходимо.
Новая книга бесед о.Александра Меня: обращение к современным христианам
23.04.2018 10:21
Версия для печати
Москва, 23 декабря, портал цкп. Презентация новой книги протоиерея Александра Меня «Церковь и мы» состоялась 20 декабря в христианском культурном центре «Встреча». Книга, вышедшая недавно в издательском доме «Жизнь с Богом», представляет собой сборник так называемых домашних бесед: это отредактированная расшифровка общения о.Александра со своими духовными детьми и друзьями, которое происходило у кого-либо дома, в 1980-е гг.
Наследие о.Александра Меня (1935-1990) многогранно, оно представлено самыми разными жанрами: это исторические, научные, богословские труды, и сборники проповедей и катехизических бесед и т.д. Но, как отметила составитель и редактор сборника «Церковь и мы» Роза Адамянц, особенность домашних бесед в том, что они передают особую атмосферу тех лет. И дело даже не столько в том, что о.Александр умудрялся говорить о важнейших для христианина вещах в неподобающей, казалось бы, обстановке (на вечере был продемонстрирован оригинал аудиозаписи, где слышно, как голос священника перекрывает чириканье многочисленных детей, реплики их родителей, лай собак, наигрыш на пианино и т.д.). Не стоит забывать, что о.Александр систематически занимался запрещенным делом — за «религиозную пропаганду» в эти годы государство жестоко преследовало. Но, по словам Розы Адамянц, на этих встречах о.Александр говорил очень открыто, не цензурируя себя, он обращался к близким людям, к своим единомышленникам, глубоко воцерковленным людям.
В сборник «Церковь и мы» вошли беседы «Тайна возникновения христианства». «Православие, католичество, протестантизм», беседа о таинстве Евхаристии «Сие творите в Мое воспоминание», беседа о миропомазании «Сила Церкви есть сила Христова», «Социальная концепция православия» и другие. Те участники презентации, которые слышали в свое время эти беседы, свидетельствовали, что они представляют не только мемориальную ценность, но чрезвычайно актуальны в наши дни.
Как, например, воспринимаются сейчас слова, сказанные четверть века назад: «…Мы подходим к рубежу, когда необходимо будет …переосмысливать основные сервисы ориентиры христианской жизни. Эта привилегия и задача стоит не только перед нами, сколько перед большими умами, перед деятелями Церкви… Но надо просто знать, что сейчас, здесь и теперь, наступило время, когда необходимо переосмыслить буквально все! При этом следует быть очень острожными, чтобы не впасть ни в одну, ни в другую крайность. Не подражать маловерным секулярным богословам, которые готовы смешаться с миром, не валяться в ногах у современной растленной цивилизации…, и не превращаться в людей, которые ностальгируют по прошлому»?
Особое значение для о.Александра всегда имела личность апостола Павла, о чем напоминал его акварельный портрет, который юный Александр написал в свои 16 лет. Поэт Александр Зорин, который принес этот портрет на встречу, размышлял о тех параллелях, которые обнаруживаются в личностях и богословии апостола Павла и о.Александра, хотя последний, как свидетельствуют друзья, «боялся этой прямой аналогии». «О.Александр часто называл Павла «апостолом свободы», но ведь именно о свободе так много говорил он сам», — вспоминал А.Зорин, подчеркивая, что его духовный отец, как и апостол Павел, является «абсолютно современным человеком».
О.Александр считал себя прежде всего пастырем, все его тексты — исторические, богословские всегда имели пастырскую, практическую направленность, продолжил известный катехизатор Андрей Черняк. Однако, не претендуя на новое направление богословия, о.Александр, тем не менее, оказался в одном ряду с такими представителями «богословия встречи» ХХ в., как митрополит Сурожский Антоний, прот.Александр Шмеман. Возможно, на Западе это понимают пока лучше, чем в России — недаром, по словам А.Черняка, переводчики и издатели в США и Англии «сразу вцепились» не столько в собственно богословские труды О.Александра Меня, сколько, в первую очередь, в сборники его бесед, первый из которых («О Христе и Его Церкви») вышел еще в 1990-е гг. Именно этот сборник стал первым переводным изданием О.Александра Меня, опередившим даже знаменитую книгу «Сын человеческий», которая в настоящее время издана на десятках языков. А.Черняк рассказал, что, узнав о новом выпуске сборника бесед, его друзья в США заявили, что книгу надо «немедленно перевести, ее очень ждут».
Сергей Пестов поделился на вечере своим впечатлениями от беседы, давшей название всему сборнику, —«Церковь и мы». Этот текст разделен на три раздела: «Церковь и язычество», «Церковь и нация», «Церковь и культура», и уже одни эти названия свидетельствуют о том, как много важных вопросов поднимает в своей беседе священник. Например, для сегодняшних миссионеров важно помнить акцентированный о.Александром урок: русское миссионерство оказывалось наиболее успешным тогда, когда проповедники православия учитывали национальные особенности просвещаемых, не пытались «сделать их русскими».
Ежегодно Фондом Александра Меня издаются новые его книги, но на вечере говорили о том, что остается еще не открытым «целый континент» творчества о.Александра. Уже подготовлен и выпущен сборник домашних бесед «Любить Бога и любить человека». Роза Адамянц работает над четвертым сборником бесед, в составе которого могут оказаться и еще не опубликованные лекции о.Александра. Участники презентации — духовные чада о.Александра обратились ко всем, у кого хранятся аудиозаписи, письма священника с тем, чтобы собрать воедино все эти документы, обратившись в Фонд Александра Меня.
В заключение Карина Черняк выразила уверенность, что книги о.Александра дают современным христианам импульс для размышлений, что внимательный читатель обнаружит в них мысли «на вырост, не только на десятилетия, но и на целые эпохи вперед».
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
Не вините себя за то, что ваш ребенок чего-то не получает. Помните, что главное для него — любящая и счастливая мама. Если мама довольна жизнью, то и ребенок чувствует себя хорошо. Не ограничивайте собственный круг общения, не замыкенке. Это не нужно в первую очередь самому ребенку.Жертвой установки «все только для ребенка» становятся также дружеские и любовные связи, выделять время на поддержание которых женщина считает себя не вправе. Таким образом, женщина попадает в замкнутый крут, в котором она старается сделать все как можно лучше для ребенка, но, жертвуя своими интересами, часто доболожного результата.Поэт считал, что истинного, а не искусственного блаженства заслуживает только тот, у кого счастье, как его понимают смертные, не вызывает ничего кроме тошноты (дневник «Мое обнаженное сердце»).Шарль Бодлер, когие называют слабым, несчастным, инфантильным, а наиболее злобные – сатанинской натурой, не боялся страданий. Он был воином, считая, что на свете есть лишь три существа, достойные уважения: священник, воин и поэт. И он был единством этих трех ипостасей. Шли с открытым забралом против мелкобуржуазного искусственного рая, его добропорядочности, комфорта, морали, первыми принявшие на себя удар пошлости, невежества и фарисейства. Еще одной распространенной ошибкой является убеждение, что ребенку обязательно необходим новый отец, особенно часто это происходит, если отец уходит из семьи и не поддерживает отношения с ребенком. Тогда все сина отдает на то, чтобы вступить в новый брак. Ребенок это может воспринимать противоположным образом, считая, что он не нужен матери, и ревновать.Шарль Бодлер достоин того, чтобы быть первым в списке проклятых поэтов - поэтов рода Каина. Они, проклятые и гонимые,- Эдгар По, Шарль Бодлер, Стефан Малме, Артюр Рембо, Лотреамон, Вийон (список можно продолжать). Живите богатой социальной жизнью, попытайтесь вести жизнерадостный и активный образ жизни. В этом случае ваш ребенок увидит, что его мама — независимая женщина и продолжает создавать собственное счастье. И если вы со временем найдете человека, который станет вам супругом, то и ребенок примет его как отца. Потому что будет уверен: мает, как сделать жизнь счастливой.Сеня мы являемся свидетелями того, как уже в нашем мелкобуржуазном обществе «позитивщики» становятся героями нашего времени, а страдания изгоняются из жизни также как и тогда, двести лет назад. Еще святые говорили, что без страния, нет святости, только страдания даруют святость. «Быть великим человеком и святым для самого себя — вот то единственное, что важно», - словно вторил им Бодлер.