В Москве представлены «Последние беседы» митрополита Антония Сурожского
12.03.2018 11:32
Версия для печати
Москва, 12 марта, портал цкп. Презентация книги митрополита Антония Сурожского «Уверенность в вещах невидимых. Последние беседы» (М: Никея, 2018 ) состоялась 6 марта в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Издание содержит серию бесед, проведенных митрополитом Антонием Сурожским (1914–2003) в лондонском приходе на английском языке в последние годы его жизни. Составитель и переводчик книги Елена Садовникова, которая в течение 11 лет была прихожанкой лондонского собора, слышала проповеди и беседы митрополита Антония, свидетельствовала, что его беседы 2001-2002 г. «стоят особняком». По ее словам, этот цикл бесед вызывает «чувство настоявшегося слова», его можно рассматривать как духовное завещание владыки, который на этот раз обращается к «взрослой аудитории — к своим ученикам, которых он растил более полувека».
Как рассказала Е. Садовникова, название «Последние беседы» было выбрано составителями не только из-за хронологического принципа; оно указывает на то, что митрополит Антоний поднимает «последние», конечные вопросы. «…Главной темой этих бесед является вопрошание, а вопрошание включает и сомнение, и преодоление сомнений и недоумений, которое порой достигается только актом веры», — говорит митрополит Антоний. Он поясняет, что, сомневаясь, «мы не согрешаем»; напротив, честное сомнение, обращенное к Богу—это «наше право и долг». Этот подход оказался особенно важным для иммунолога Елены Садовниковой и ее коллег – ученых, которые выступали на вечере.
Так, доктор медицинских наук Дмитрий Казанский признался, что книга стала для него «открытием, надеждой», так как помогла снять «внутренние противоречия между миром веры и миром науки». А физик Михаил Яблоков назвал «Последние беседы» «откровением для исследователя». Например, ему очень дорого разъяснение митрополита Антония о двух путях «к полноте знания: один — через всецелое приобщение к Богу, а другой — через …приобщение к тварному миру», т.е., в последнем случае, путь через «древо познания». М.Яблоков, как и его одноклассница Елена Садовникова, считают, вслед за митрополитом Антонием, что наука может быть «частью богословия, когда она является познанием Творца через Его творение». Физика также поразили рассуждения митрополита Антония о нетварном свете как проявлении Бога: по словам ученого, существует множество опытов, которые подтверждают это, но доказательная база, с точки зрения науки, еще недостаточна. «Вокруг нас море света, но мы его не видим!» — воскликнул выступавший.
«Митрополит Антоний как бы протирает «мутное стекло» (1 Кор., 13:12), через которое мы видим мир», — поделился впечатлением от книги психолог, завкафедрой Психологического факультета МГУ Борис Братусь. «Всякое честное, открытое познание — благословенно, и через него открывается лик Самого Бога», — резюмировал он вывод митрополита Антония, напомнив афористичное высказывание М.В.Ломоносова: «Наука и религия суть родные сестры». Об этом же, но несколько иначе, говорил и психиатр Борис Воскресенский. А психолог Наталья Инина отметила, что книга «Последние беседы» — это «настоящее взрослое христианство, оно требует бодрствования от человека, выбравшего путь Христа».
Медик, сотрудник Первого московского хосписа Фредерика де Грааф, которая много лет была рядом с митрополитом Антонием, свидетельствовала, что сам он «шел обоими путями — и путем «древа жизни», и путем «древа познания». Она особенно отметила, что митрополиту Антонию, который по-настоящему «знал Христа как самого близкого друга», было дано «узреть в каждом человеке образ Божий». Принимая людей с их вопросами и сомнениями, иногда по 15 часов в день, он утверждал: «Я вижу зло в человеке, но предпочитаю не останавливаться на нем. Я предпочитаю выращивать свет в человеке», вспоминала духовная дочь лондонского архиерея.
Протоиерей Максим Хижий поставил на встрече вопрос о «трудностях перевода», имея в виду неоднозначное восприятие наследия митрополита Антония в современной России. По его словам, «трансляция идей» митрополита Антония осложняется тем, что его богословие сформировалось в контексте европейской христианской традиции, из которой Россия была выброшена на много десятилетий. Кроме того, в нашей стране имеют место «попытки возрождения даже не христианства, а традиционных ценностей, даже не всегда христианских», и на этом фоне трудно услышать и принять весть митрополита Антония о личной встрече с Богом, о личном выборе, об «умении сомневаться в общепринятых истинах».
Библеист Михаил Селезнев продолжил эту тему, отметив, что в церковном возрождении последних 20 лет очень «сильна тенденция к реставрации» прошлого, которое, как правило, идеализировано. Это осложняет обращение Церкви к современному человеку и иногда проявляется в анекдотичных ситуациях. М.Селезнев рассказал, как, будучи на президентских выборах в качестве наблюдателя от портала «самое интересное», столкнулся с изумлением других наблюдателей: «Вы от Церкви? От какой — от РПЦ? А что, РПЦ — за честные выборы? Странно, у меня была другая инфа…»
Согласившись, что в РПЦ пока еще «доминируют реставрационные соображения», протоиерей Александр Борисов говорил о необходимости «нового языка» взаимоотношений Церкви и общества. Размышляя об уроках митрополита Антония, он отметил, что лондонский архиерей, сознательно выбрав юрисдикцию Московского патриархата и оставаясь верным все жизнь этому выбору, соединил в себе лучшие проявления русской церковной традиции начала ХХ в. и западную христианскую культуру. «Митрополит Антоний — это чудесный дар, который Господь дал России», — заключил священник.
Юлия Зайцева
Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.
Пусть не так пылко, как вы это себе представляли раньше, но зато надёжно и взаимно. Не забывайте ещё одно жизненно важное правило: "Каждому сверчку - свой шесток". Я уверен, что вы его найдёте. Сверчки все разные, поэтому и шестки будаться. Не убивайте время пустыми иллюзиями и бредовыми надеждами. Будьте реалистами. Трезво оцените свои данные и, опираясь на них, выбирайте свой "шесток". Шарль Бодлер, когие называют слабым, несчастным, инфантильным, а наиболее злобные – сатанинской натурой, не боялся страданий. Он был воином, считая, что на свете есть лишь три существа, достойные уважения: священник, воин и поэт. И он был единством этих трех ипостасей. Не стоит следовать примеру Ромео и Джульетты, для этого надо обладать хотя бы их внешними данными. Любовь - это не товар, её не выберешь в магазине. Что же остаётся всем тем, кто ждёт своей единственной, неповторимой любви как чуда? Совет один - стать прагматичней, то есть избавиться от лишних эмить свой пыл, уйти от максимализма. Постарайтесь найти в том, кто вам нравится, хорошего человека, раскрыть его положительные качества и...полюбить. В жизни слишком много случайностей и слишком много зависит от везения. Ну что поделаешь? Мы не можем изменить её суровые законы. Все люди разные. Они отличаются в физическом, умственном и духовном плане, у них разные характеры, разное воспитание. "Не везёт мне в жизни - повезёт в любви" - все знают этот прилярной песни. Поэт считал, что истинного, а не искусственного блаженства заслуживает только тот, у кого счастье, как его понимают смертные, не вызывает ничего кроме тошноты (дневник «Мое обнаженное сердце»).Шли с открытым забралом против мелкобуржуазного искусственного рая, его добропорядочности, комфорта, морали, первыми принявшие на себя удар пошлости, невежества и фарисейства. Еще святые говорили, что без страния, нет святости, только страдания даруют святость. «Быть великим человеком и святым для самого себя — вот то единственное, что важно», - словно вторил им Бодлер. В этом случае Вы и только Вы правите балом. А на долю "госпожи удачи" выпадет совсем незначительный процент. Не играйте с любовью в азартные игры - скорее всего вы проиграете, если находитесь не в той "весории". Ведь тенденция, однако. Немного удачи, а в остальном - надёжной и долгой любви тем, кто хочет любить и быть любимым.Шарль Бодлер достоин того, чтобы быть первым в списке проклятых поэтов - поэтов рода Каина. Они, проклятые и гонимые,- Эдгар По, Шарль Бодлер, Стефан Малме, Артюр Рембо, Лотреамон, Вийон (список можно продолжать). Сеня мы являемся свидетелями того, как уже в нашем мелкобуржуазном обществе «позитивщики» становятся героями нашего времени, а страдания изгоняются из жизни также как и тогда, двести лет назад. Эх, если бы так. Тогда бы счастливых людей стало бы гораздо больше. К чему я всё это веду? Да к тому, что в любви быть максималистом - значит ждать счастливого случая, удачи и везения как крупного выигрыша в спортлото. Может повезёт, а может и нет. И сколько ждать, тоже неизвестно. Может месяц, может год или годы, а может...и не дождёшься вовсе. А если учесть, что любовь - это палка о двух концах (то есть она должь ещё и взаимна), то совсем становится тошно.