Сервисы mirservis198
Мир сервисов

О нас Контакты Форум Подписка rss




Расширенный поиск


26.04.2018 22:32





  • 26 декабря

Музыкально-поэтический фестиваль «Поём Иерусалим». Москва

  • 27 декабря

Презентация книги Олеси Николаевой «Православие и творчество». Москва

  • 27-29 декабря

Официальный визит Патриарха Кирилла в Болгарскую Православную Церковь

  • 28 декабря

Лекция "Крест, Дракон и Самурай - Трудности Евангелизации: Проблема китайских и японских обрядов". Москва

  • 28 декабря - 11 мая

Выставка «Патриарший центр духовного развития детей и молодежи» в Манеже

  • 14 мая

Презентация книги «Мы только стоим на берегу…», посвященной Михаилу Кулакову. Москва

  • 17 мая

Круглый стол «Проблемы современной Церкви», посвященный 100-летию со дня рождения архиепископа Михаила (Мудьюгина). Москва

  • 18 мая

Презентация книги А.И. Шмаиной-Великановой «Введение в изучение Книги Руфи. Перевод. Комментарий» и круглый стол «Некоторые проблемы комментирования священного текста». Москва

  • 20 мая

Конференция «Сорок сороков: Никольские храмы Москвы».Москва

  • 15 июня - 26 августа

Выставка "Иконостас Кирилло-Белозерского монастыря" в Музеях Кремля. Москва

Все »








Статьи

«Почему Бог не излечит целый мир?»

Фильм «Лурд» ставит вопросы, а отвечает зритель

21.07.2010 21:53 Версия для печати

Лурд
Режиссер: Джессика Хауснер
Австрия, Франция, Германия; 2009 г.; 99 мин.

Сценарий: Джессика Хауснер
Оператор: Мартин Гшлахт
Художник: Катарина Вёпперманн
В ролях: Сильви Тестю, Леа Сейду, Бруно Тодескини, Элина Лёвенсон

 

Картина «Лурд» австрийского режиссера Джессики Хауснер, показанная на 32 ММКФ во внеконкурсной программе «Выбор ФИПРЕССИ» и выпущенная в российский прокат, отражает парадокс восприятия: фильм прочитывается по-разному, иногда полярно, в соответствии с внутренним устроением зрителя, обретая при этом смыслы, которые режиссер в него не вкладывала.

Скорее всего, это стало возможным благодаря тому, что Джессика Хауснер, рассказав историю максимально отстраненно, минимизировала манипуляцию зрителем, позволив избежать однозначной трактовки.

Почему исцелилась она, а не я? Почему страдаю я, а не другие? Об этом, порой молча, а порой вслух вопрошают герои ленты.

Фильм о вере и сомнении заставляет размышлять о духовном смысле физических страданий, а также вызывает мысли о том, насколько непременное ожидание чудес и «нацеленность на результат» исцеления соотносится с истинной верой.

Джессика Хауснер начинала как ассистент режиссера Михаэля Ханеке – кинематографиста, который любит озадачивать зрителя загадками без очевидных разгадок. Вслед за ним Хауснер задает вопросы, на которые каждый зритель отвечает сам.

Режиссер выбрала для фильма тему чуда – явления, априори выходящего за рамки человеческого разумения. Чудо у Хауснер сохраняет свою интригу: зримое исцеление – это результат Божественного вмешательства, понимаемого как нарушение физических законов, или временная ремиссия? Выздоровление будет окончательным или же это кратковременное облегчение? Уже впору надеяться на личное счастье, или болезнь вернется?

Сама Джессика рассказала о себе в интервью, что выросла в католической семье, но впоследствии отошла от веры. Здесь зрителю тоже простор для отгадывания, что за фильм перед нами – неявная ирония на религиозную тему или попытка автора ответить на главные для себя вопросы?

Лурд – городок во французских Пиренеях, где находится санктуарий Девы Марии. Сюда тысячами стекаются паломники, значительная часть которых – инвалиды. Режиссеру удалось убедить местного епископа в серьезности и деликатности своих художественных намерений и получить разрешение на съемки в местах поклонения.

Чуда в «Лурде» ожидают люди, которым не приходится надеяться на врачей.

– Иногда я завидую другим. Тем, которые могут свободно ходить и действовать. Я тоже хотела бы стать здоровой и вести обычную жизнь.

– А что это – обычная жизнь? Ваша жизнь особенная. Любая жизнь такая. Бог сотворил это многообразие. Каждая жизнь – иная, и ни одна не лучше другой. Вы думаете, что те, кто могут ходить, обязательно счастливы? – говорит священник (Герхард Либман), принимая исповедь у молодой женщины Кристин (Сильви Тестю), больной рассеянным склерозом.

Кристин полностью зависит от других людей: все ее тело сковано болезнью. Она переносит страдание с кроткой мудростью, отраженной во взгляде и улыбке. Актрисе пришлось всю роль играть лицом: ведь у ее героини оставалась подвижной лишь голова и шея. Самые тонкие душевные движения объяснялись отнюдь не мимикой, но неуловимой сменой выражений лица и глаз.

В картине много молчания: перед тихим одиночеством болезни, перед тайной внутреннего человека.

«Мы вместе были в Риме», – заговаривает Кристин с привлекательным офицером-добровольцем в форме Мальтийского ордена. Затем она признается, что Вечный город ей милее. «Я предпочитаю поездки с культурной целью», – поясняет парализованная девушка, воспринимающая приезд к католической святыне как еще одну попытку победить свое беспомощное состояние.

Не самая религиозная, Кристин, как и прочие, исполняет все положенные ритуалы: ее сопровождают к гроту Богоматери, омывают в купальне, подвозят в первый ряд во время благословения (в этом эпизоде снят настоящий кардинал – архиепископ Лос-Анджелесский Роджер Махони). В информации о Лурде, помещенной в «Википедии», так и сказано, что исцеления (из нескольких тысяч Католическая Церковь признала подлинными лишь 67) случались в перечисленных местах. Об этом как по писаному говорят и герои фильма, не уставая добавлять, что облегчение болезни может быть временным, и тогда чудо «не считается». Таким образом, режиссер расставила героев в «правильном» порядке, чтобы посмотреть, что будет с ее персонажами, подчиненными внутренней логике места, вынесенного в название фильма.

Кристин постепенно освобождается от болезни: то вдруг сама поднимет ранее сведенную руку, чтобы дотронуться до стены грота, а то и вовсе сядет ночью на постели, а затем встанет и пойдет.

Свидетельница чуда – соседка по комнате мадам Хартль. Этот удивительный образ очень лаконичными средствами создала Жилетт Барбье. Ее сосредоточенная, немного нелепая, неотмирная старуха не приехала в Лурд ради собственного исцеления – по крайней мере, о ее болезнях нам ничего не известно. Но она везде сопровождает Кристин и практически единственная, кто постоянно молится.

«Вам нравится? – спрашивает соседка Кристин, и мы привычно думаем, что речь снова идет о комфорте (этот вопрос звучал из уст различных персонажей не раз). – Красивая, правда? Дева Мария смотрит на нас», – делится своим благоговением женщина, глядя на статуэтку Богоматери.

Старушка всем сердцем желает парализованной девушке помощи Божией. Чего, между тем, нельзя сказать о многих других персонажах. Нам показывают тотальную немощь людей: здоровые и румяные слабы духом, больным и одиноким недостает веры. Человеческие страсти вездесущи: исцеление Кристин, отнюдь не самой усердной паломницы, вызывает брожение неприязненных чувств у многих приехавших в святилище. И возникает мысль, что если бы Бог на каждом шагу творил видимые чудеса, то люди вместо благодарности не уставали бы завидовать друг другу.

Физически полноценные персонажи стараются дать нам ответ на вопрос: зачем они здесь, на служении немощным? Мария (Леа Сейду), волонтер Мальтийского ордена, говорит, что пытается тем самым придать смысл своей жизни (примечательно, что в предыдущем эпизоде ее подопечная – Кристин – говорила о том, что ей кажется, будто жизнь течет мимо нее, и она ощущает себя ненужной). Красавец Куно (Бруно Тодескини) роняет, что ему нужно искупить грехи. Глава волонтеров Сесиль (Элина Лёвенсон) укрепляет других и служит больным, а сама тайно от всех несет бремя смертельной болезни. Что делает здесь немолодой усатый циник-мальтиец? Он – часть «хора», который задает провокационные вопросы. Например, почему Бог, если Он добр и милосерден, не излечит целый мир? Священник отвечает ему, что все именно так и происходит, но в некоторых случаях это не очевидно, ведь Бог исцеляет не только тело, но и душу, а если кто-то, впавший в отчаяние, благодаря Божьей милости найдет смысл жизни, то это не меньшее чудо.

Двое врачей специальной комиссии определяют, можно ли считать чудом конкретный случай исцеления: молодой склонен объяснять новое состояние Кристин временной ремиссией, свойственной рассеянному склерозу, а более благосклонный старичок доктор не отрицает, что случай удивительный, и трогательно вручает ей тросточку – обычно спутницу немощи, а здесь – символ победы над недугом.

Сама же Кристин на протяжении фильма ярче показывает надежду на чудо земной любви, нежели на чудо исцеления. Но, забегая вперед, скажем, что взаимность чувства долго не протянула: желавший «искупить грехи» Куно не готов до такой степени пожертвовать собой, чтобы взять чужой крест и понести как свой.

На прощальной вечеринке Кристин присвоят звание «Паломник года». В ответ она вымолвит нечто, для нее не характерное, но оправдательное – за свалившееся бремя внимания к своей персоне: «Надеюсь, я буду достойна того, что это случилось именно со мной».

Фильм по замыслу режиссера амбивалентен как в отношении самого факта исцеления, так и его природы. Что это было? Мы так и не узнаем. Неважно, как решает для себя этот вопрос Джессика Хауснер. Важно, что она его ставит.

«Обычно я атеистка, но иногда даю слабинку и становлюсь агностиком», – эта фраза из интервью Джессики произнесена в контексте рассказа о том, как она обсуждала свой фильм со студентами-теологами.

Автор выбирает позицию стороннего наблюдателя, и это позволяет фильму жить своей собственной жизнью. Как и в паломничестве: каждый выносит из него свой плод и смысл.

«Лурд», помимо приза Международной федерации кинокритиков ФИПРЕССИ в Венеции -2009, завоевал награду Всемирной католической ассоциации по коммуникациям SIGNIS (за художественные достоинства и исследование темы веры и чуда), а также премию Брайана (носит имя персонажа фильма «Жизнь Брайана»), за которой, как поясняется на сайте SIGNIS, стоит ассоциация рационалистов и атеистов. «Интерпретировали ли они фильм, по меньшей мере, как скептический взгляд на феномен Лурда, или даже как атаку на «иррациональность» веры и чудес?», – комментируют в SIGNIS «загадочный» выбор оппонентов.

Так или иначе, католики на фильм не в обиде. «Каждый из нас тащит свою инвалидную коляску через паломничество жизни», – такое обобщение делается на одном из католических сайтов в связи с фильмом «Лурд».

«Вам понравилось?» – в очередной раз в финале звучит вопрос волонтерки, на сей раз обращенный к приунывшему немолодому колясочнику. «Завтра я снова буду одинок», – отвечает он. «Мы не одни», – пытается утешить девушка. – «Мы – да», – не соглашается инвалид.

Кристин улыбается растерянной улыбкой и дышит, словно ей не хватает кислорода, в финальной сцене фильма, глядя на танцующих под «итальянскую эстраду» паломников во время прощального ужина. Никто не обращает на нее прежнего внимания: исцелившаяся девушка разочаровала местную общественность, внезапно упав во время танца с офицером-мальтийцем. Удалой красавец волонтер, разбудивший чувства Кристин, испарится со словами: «Я скоро вернусь», и Кристин снова опустится в заботливо подставленную инвалидную коляску.

Что это? Болезнь возвратится? Снова терпеть одной? Над ней склоняется несокрушимая мадам Хартль (она-то доверяет Богу: исцелилась – слава Создателю! занемогла снова – вот коляска наготове) и тихо вывозит Кристин из кадра, в котором звучит «Феличита».

Мы не одни.

Ирина Стовбыра


Отзывы
  • Виктория - 08.03.2018 22:24
    Спасибо,Ирина.

  • Руслан - 18.11.2010 18:23
    миллионны людей ищут ответы на вопросы, ответы, с которыми Бог регулярно посылает своих служителей к вам в дом. Отвергая их, вы продолжаете "искать" ответы на вопросы о Боге. Смешные вы, люди, а ещё, считаете себя верующими, наверняка. Ис 65:13,14

  • Анна - 18.10.2010 17:10
    Великолепная статья. Божественная. Благодарю.

  • vladimir - 28.07.2010 13:06
    Спасибо.

Ваш Отзыв
Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены.

Ваше имя: *

Ваш e-mail:

Отзыв: *

Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):


 

На главную | В раздел «Статьи»











13 Августа 2018
Совсем не обязательно покупать свадебное кольцо с бриллиантом. Есть масса других драгоценных и даже полудрагоценных камней. Драни – это алмаз, рубин, сапфир, жемчуг, изумруд и александрит. Итак, если вы решили приобрести кольца с драгоценными камнями, узнайте всю информацию о металле, ведь некоторые стареют или темнеют.Так что же выбрать? Кольца классической формы или же современного стиля? Все только на ваш вкус и усмотрение. И не стоит забывать, о гармонии свадебного кольца с вашими повседневными кольцами.Пожалуй, при выборе свадебного кольца очень важно учитывать форму ваших пальцев и руки. Широкое свадо будет прекрасно смотреться на большой и широкой руке. Для такой руки также отлично подойдет кольцо с плетением в виде елочки. А вот если у вас широкие пальцы, то правильней будет приобрести кольцо, края которого немного закруглены вовнутрь. За счет этого кольцо не будет давить на палец и не вызовет неудобств.Благовещение отмечается самыми разными обрядами и связано со многими традициями. Прежде всего стоит упомянуть о непотвенно церковных традициях. Как обычно, в день Благовещения в церкви служатся праздничные службы с соответствующими поводу текстами. Если ваши пальчики тоненькие, вам подойдут плоские свадебные кольца. При слишком миниатюрных пальчиках лучше всего подобрать конком в диагональном направлении, за счет такого рисунка вы добьетесь эффекта расширения обручального кольца.Чем ближе подходит время летнего сезона отпусков, тем больше чувствуется усталость, мы сильнее утомляемся и с радостью встречаем праздничные дни, которые дают возможность хоть немного сбряжение. Но есть и такие праздники, которые помогают не только отдохнуть телом, но и очиститься духом.Что же это за праздник? Благовещение относится к тем церковным праздникам, которые каждый год выпадают на одну и ту же дату. Так, например, в текущем году, как и всегда, этот праздник отмечали седьмого апреля. Все христиане стараются непременно присутствовать на этих богослужениях, независимо от занятости, ведь считается, что радостное настроение Благовещения дарит счастье и удачу верующим. По традиции, обручальное кольцо жених пресит невесте в день обручения, обмен свадебными кольцами происходит в день свадьбы.Также принято, что кольца покупает жених, но невеста тоже должна участвовать в выборе, чтобы кольцо ей пришлось по душе и по пальцу. Чтобы точно не ошибиться в размере колец, помните, что утром пальцы несколько тоньше, чем же вечером.На выбор колец нет особых критериев, все зависит от вашей фантазии, идей и денежных средств. Есть конечно, стереотипы, в виде гладкой полоски из золота.Название праздника происходит от двух слов "бласть". Христиане верят, что в этот день ангел принес Деле Марии радостную новость, о том, что она станет Матерью Божией.А если вы верите в приметы, то лучшим вариантом будет- платина, ведь согласно примете «чем дороже кольцо, тем богаче будет жизнь пары». Обручальные кольца из платины - стильные и элегантные, они не царенем не теряют свой драгоценный вид. Еще одним преимуществом является, что платиновые кольца в отличие от других металлов, не вызывают аллергии! Эти кольца - самые дорогие, но все, же многие пары делают выбор именно в пользу платины, потому что носить эти кольца всю жизнь!
 
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.
© 2018 mir-google.ru